114 материалов по 44 объектам, 1 856 фотографий
- GPS
- Россия, Россия Калининградская область г. Светлогорск ул.Ленина, д.33
Вокзал Светлогорск-2, функциональный и без излишеств
Этот совет является частью дневника «На островке России, в краю дождливом у Балтийских берегов, волной омытый, янтарною красою озарён…»
.
Возле нового вокзала нас встречает местный экскурсовод, и сразу начинает свой рассказ об истории здешней железнодорожной ветки с учетом того, что нынешняя Калининградская область ранее до 1946 года была частью Восточной Пруссии.
«Первая железная дорога к морю в этих краях вступила в строй в 1885 году, соединив Кенигсберг с городом Кранц (Зеленоградск). Рост туристического бума позволил быстро окупить затраты по строительству пути, в связи с чем вскоре было создано акционерное общество железных дорог Земланда. В рамках этого проекта планировалось построить новую железнодорожную линию Кенигсберг – Ной-Курен (Пионерский) – Раушен (Светлогорск) – Варникен (Лесное) с последующим ответвлением на Кранц.
В 1896 году начались основные земляные работы, и уже в середине курортного сезона 1900 года состоялся торжественный пуск железной дороги в эксплуатацию. Почти одновременно прошло открытие железнодорожной станции Rauschen–Ort (Светлогорск-1). Первые поезда состояли из черно-зеленого локомотива и зеленых вагончиков. Билеты были недорогими. Пассажиры любовались видами из окна, сидя на складных стульях за маленькими столиками. К 20-м годам XX века количество пассажирских мини-составов, отправляющихся к побережью, увеличилось до 12–15».
В 1906 году была открыта «верхняя» железнодорожная станция Rauschen – Duene (Раушен–Дюна, или нынешний Светлогорск I), и это сильно добавило популярности курортному Раушену (так раньше назывался Светлогорск). Курорт на берегу Балтийского моря начал бурно развиваться, а поток дачников и отдыхающих, потянувшихся сюда, резко возрос.
Война нанесла железной дороге большой урон. Отступая, немцы взорвали и разрушили большую часть путепроводов, станционных зданий, стрелок, путей и вывезли почти весь подвижной состав. Восстановление шло тяжело и медленно, да и началось спустя два года после Победы. Сложность восстановления раушенской (а позднее и светлогорской) железнодорожной ветки усугублялась тем, что немецкие железнодорожные линии имели «европейскую», более узкую, колею. Таким образом, это был не просто ремонт, а считай, новое строительство. Однако высокие темпы восстановительных работ после окончания войны здесь, на Западе страны, привели к тому, что уже в 1947 году «по новой железнодорожной линии отправился в рейс поезд Калининград–Раушен». В начале 70-х годов участки Калининград – Светлогорск и Калининград – Пионерский Курорт были электрифицированы. А в мае 2007 года в городе открылось новое, уже третье по счету, здание вокзала Светлогорск–2 с залом ожидания на 150 мест и с буфетом. Появился забор вокруг станции, навесы над посадочной платформой и турникеты.
Наш гид показывает фото, каким пригородный вокзал был до этого, построенный в 1975 году.
Тогда он был украшен трёхмерными мозаичными рельефами в стиле соцреализма работы художников Николая Фролова, Олега Атрощенко и Альберта Шестакова. Нашему же взору предстал новый вокзал, которому придали немецкий средневековый облик в стиле «фахверк», пристроив новое здание с залом ожидания и буфетом. Конечно, иногда хорошо возвращаться к истокам, но глядя на красочные панно из смальты с морской тематикой, мне стало очень жаль, что ими пожертвовали в ходе реконструкции. Почему-то вспомнилась добротная мебель из дерева, которая в СССР в 60-е повсеместно заменялась полированными сервантами на «козлиных» ножках. А люстры? Кто помнит, какие красивые были люстры и светильники из цветного стекла, которые выбрасывались на свалку истории в угоду пластиковым тарелкам? Одна из таких красоток нашла свое пристанище в бане на улице Чайковского, куда мы ходили в детстве с родителями. Я зачарованно любовалась ее цветами, изогнутыми стеблями и прозрачными гранеными шарами из хрустяля, а потом такую же нам передали в наследство родители мужа. После развода мне пришлось попрощаться с этим изумрудным чудом, а дочка до сих пор вспоминает эту люстру из ее детства.
Возвращаясь к рассказу о вокзале, отмечу, что он оставил вполне благоприятное впечатление. Небольшой, уютный, чистый, функциональный, подходящий для любого курортного городка. В нём есть всё необходимое для отправляющихся и прибывающих пассажиров.
.
.
В 1999 году в нашу мирную жизнь пришли взрывы домов и террористические акты, в том числе и на вокзалах. Поэтому я только приветствую то, что на вокзал невозможно попасть без досмотра, это обеспечивает безопасность в плане террористических акций. Однако исключительный и строгий доступ на вокзал только для пассажиров, как в Китае, все же вызывает у меня сомнение в правильности такого решения.
Возле вокзала разместились различные магазины, торговые ряды, кафе, туристическое агентство. И совсем рядом находится спуск к морю по канатной дороге —
Канатная дорога Светлогорска в ретро-стиле
Продолжение следует...
- Адрес:
Россия
Калининградская область
г. Светлогорск
ул.Ленина, д.33
- 23 авг 2023, 12:31удалитьПолная информация о работе отдельно взятой станции. Как многого мы не знаем. Покатали нас на автобусе по области, с тем мы и вернулись домой.
- 23 авг 2023, 13:28удалитьТак я же железнодорожник, и обслуживание пассажиров в пригородном сообщении, а также вокзалы были моей специализацией
- 27 авг 2023, 13:51удалитьДля большинства прибывающих в Светлогорск отдыхающих и туристов он начинается с вокзала. Так было и для меня — один раз в советское время в 1978-ом, второй раз недавно в 2017-ом. Спасибо, Татьяна, что напомнили он нем!
- 27 авг 2023, 14:25удалитьМы хоть и приехали в Светлогорск на автобусе, но вокзал нас интересовал профессионально. Тем более, что тогда в 2008 г. турникеты только начинали устанавливать
- 8 окт 2023, 22:21удалитьА я вот совсем не помню, каким вокзал был в 1985 году! А последний раз мы приезжали на машине и не видели его.